МОСКВА (Рейтер) — Сроки достижения национальных целей президента Владимира Путина будут сдвинуты на 2030 год на фоне пандемии коронавируса, что потребует от властей перенастройки госфинансирования для поддержания стабильности российской экономики.

Премьер Михаил Мишустин на совете по стратегическому развитию и нацпроектам в понедельник сказал, что текущая ситуация требует корректировки главных параметров, этапов и способов выполнения национальных проектов.

«Работать нам предстоит в условиях более жестких бюджетных ограничений. Распространение коронавируса и его последствия для мировой экономики и для нашей страны, с одной стороны, подтолкнули развитие отдельных сегментов рынка, а с другой создали новые ограничения, замедлили экономический рост, сократили доходы консолидированного бюджета», — сказал Мишустин.

«Мы должны принимать это во внимание при установлении целевых показателей и определении темпов движения к ним. Возможно, продлить сроки достижения национальных целей до 2030 года».

Путин согласился с переносом.

«С учетом результатов голосования по Конституции и по итогам сегодняшнего обсуждения прошу администрацию президента вместе с профильными ведомствами, правительством подготовить проекты указов, по которым будут закреплены цели национального развития на период до 2030 года», — сказал Путин, поручив правительству скорректировать нацпроекты в трехмесячный срок.

Вступившая на днях в силу новая версия основного закона, которую критики приравнивают к конституционному перевороту, позволяет Путину остаться у власти до 2036 года. Кремль утверждает, что поправки в конституцию нужны для усиления роли парламента, улучшения социальной политики и государственного управления, а также закрепления ключевых прав граждан. [nL8N2E92FD]

НЕ ДО БОЛЬШИХ СВЕРШЕНИЙ

Оказавшись в кремлевском кресле в четвертый раз, Путин описал будущее страны в очередном майском указе, который должен был обеспечить к 2024 году прорывное развитие страны и повышение уровня жизни россиян.

России было предписано войти в пятерку крупнейших экономик мира с темпами роста выше среднемировых, или не менее 3% в год, продемонстрировать технологический рывок и сократить бедность вдвое.

Способствовать достижению целей должны 12 нацпроектов, на финансирование которых до 2024 года из федерального бюджета предполагалось потратить 13,2 триллиона рублей, а общая стоимость оценивалась почти в 26 триллионов рублей.

«Мы находимся в неустоявшейся ситуации как внутри страны, так и глобально. В этих условиях тратить ресурсы на скоростные магистрали, не имеющие моментальной отдачи в плане поддержания стабильности в экономике, наверное большого смысла нет и было бы странным», — сказал Владимир Тихомиров из БКС.

Финансировать нацпроекты и поддерживать экономику без средств ФНБ не получится, тогда как задача властей состоит в том, чтобы постараться сохранить резервы и обойтись бюджетными расходами, отметил он.

«В текущей ситуации о больших свершениях речи уже наверное не идет. Сейчас речь идет о том, чтобы сохранить стабильность в экономике и не допустить массовых банкротств компаний. Поэтому под нож идут или переносятся на дальний срок расходы на проекты, которые не имеют сильной социальной и политической значимости», — сказал Тихомиров.

Наталья Орлова из Альфа-банка также считает, что направленность нацпроектов может сместиться с инвестиционной составляющей в социальную плоскость, но не ожидает существенного сокращения расходов.

«В условиях, когда экономика в спаде, а государство — единственное, у кого сейчас есть деньги, сказать, что мы будем тратить в два раза медленнее — до 2030 года вместо 2024 года — это замедлить скорость восстановления», — сказала она.

Перенос срока достижения целей Орлова считает логичным, так как в новой экономической реальности достичь искомых показателей не представляется возможным.

Российская экономика может выйти на темпы роста выше среднемировых в 2023 году и даже раньше при выполнении плана восстановления экономики, уверен в свою очередь первый вице-премьер Андрей Белоусов.

«Обеспечение темпов экономического роста выше мировых — на 3 и более процентов ежегодно — этот ориентир ставился многократно, и он, мы считаем, полностью сохраняет свою актуальность сегодня», — сказал Белоусов на совете по нацпроектам.

До начала пандемии и спустя почти два года после провозглашения целей чиновники жаловались на недостаточную проработку нацпроектов, отсутствие системы измерения показателей и мониторинга их воплощения в жизнь. Бизнес и эксперты также сомневались в достижении целей Путина, вспоминая о традиционных проблемах недоверия бизнеса к власти, произволе силовиков и зависимости судов.